Рады видеть тебя на нашем сайте. Тут ты сможешь найти для себя много полезной информации. На данный момент в каталоге 1477 рефератов, и 1869 новостей. Каждый день добавляются новые материалы.
Главная » 2010 » Декабрь » 9 » Выступление Премьер-Министра РК Ахметова Д.К. на расширенной коллегии Министерства индустрии и торговли РК
00:13
Выступление Премьер-Министра РК Ахметова Д.К. на расширенной коллегии Министерства индустрии и торговли РК

Уважаемые участники коллегии!
В соответствии с поручениями Главы государства одним из приоритетных направлений работы исполнительных органов является реализация Стратегии индустриально-инновационного развития. Это ключевой фактор реструктуризации экономики и повышения ее конкурентоспособности, поэтому на Министерство индустрии и торговли возлагается особая ответственность.
В целом, итоги деятельности Министерства в прошедшем году можно оценить как удовлетворительные. Из числа наиболее важных достижений надо особо отметить принятие оперативных и системных мер по реализации Стратегии. Так, были разработаны проекты нормативно-правовых актов и принят ряд программных документов.
Хочу подчеркнуть, что прошлый год в значительной степени являлся всего лишь подготовительным этом той работы, которую необходимо проделать в 2004 году. Поэтому Ваша работа будет оцениваться по конкретным результатам текущего года.
В этом контексте обозначу основные задачи перед Министерством, а значит и перед институтами развития, промышленными предприятиями и предпринимательством.
Первое. Координация деятельности институтов развития, особенно в вопросах взаимодействия с местными органами власти.
Для достижения целей, определенных Стратегией, государство переходит от пассивной инвестиционной политики к активной, и берет на себя функцию координатора инвестиций.
Несмотря на то, что в 2003 году рост объемов инвестиций превысил 10%, на повестке дня стоит вопрос переориентации инвестиционных потоков в сторону проектов, обеспечивающих реструктуризацию экономики. Об этом я говорил на коллегии Министерства финансов. Министерство индустрии должно внести взвешенные предложения по этому вопросу. В настоящее время государственные активы всех институтов развития переданы в Ваше ведение и теперь в значительной степени от Вашего профессионализма зависит эффективность освоения государственных ресурсов.
Вкратце остановлюсь на задачах по совершенствованию работы институтов развития.
Во-первых. Необходимо выстроить эффективный механизм координации и взаимодействия государственных органов с институтами развития. Для этого Министерство должно выработать систему критериев оценки их работы. Основными критериями, должны быть не количественные параметры инвестиционных проектов, в том числе объем инвестиций, а конечные результаты реализации проекта.
Во-вторых. Институты развития должны участвовать в проектах, направленных на создание промышленных кластеров и внедрение современных технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции. Что касается кластеров, то считаю важным изучить международный опыт, пригласить зарубежных ученых с мировым именем и подготовить конкретные проекты.
В-третьих. Министерству необходимо разработать систему мониторинга реализации Стратегии, как на центральном, так и на местном уровне. До конца первого квартала акиматы будут заслушаны на Координационном Совете о проводимой ими работе, в т.ч. о взаимодействии с институтами развития. Этот диалог должен поддерживаться постоянно. Местным органам надо ясно и четко представлять собственные планы и обеспечивать совместно с Министерством и институтами развития их реализацию.
Благодаря усилиям Главы государства все организационные вопросы оперативно решены и теперь от нас ждут конкретных результатов. Необходимо, чтобы институты развития активизировали свою деятельность не только в Астане или Алматы, но и во всех регионах страны. Министерство, как я отмечал выше, должно координировать этот процесс. В итоге от развития промышленности положительный мультипликативный эффект перейдет на другие сектора экономики и социальную сферу.
Второе направление. Повышение качества продукции и внедрение международных стандартов.
Оперативные итоги первого месяца текущего года показывают снижение темпов роста в обрабатывающей промышленности – с 8,9% в декабре до 8,2% в январе. Пока рано говорить о спаде промышленного производства, но и нельзя быть уверенным в продолжении позитивных тенденций пяти последних месяцев прошлого года. Должен с сожалением констатировать, что нет положительных сдвигов в структуре экспорта. Удельный вес высокотехнологической продукции в объемах поставок так же, как и в предыдущие годы не превышает 2%. Так будет до тех пор, пока не произойдет существенного роста конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей.
Надо однозначно понимать, что качественный рост показателей в промышленности будет обеспечен только за счет ввода новых производств, имеющих экспортоориентированную направленность и отвечающих международным стандартам.
По поручению Главы государства, в достаточно сжатые сроки была разработана и утверждена Программа развития национальных систем стандартизации и сертификации, подготовлен базовый проект Закона о техническом регулировании. Учитывая значимость этого документа, надо в ближайшее время проработать проект Закона с международными экспертами на предмет соответствия требованиям ВТО и уже в первом полугодии обеспечить его принятие. Параллельно следует оперативно разработать все подзаконные нормативные акты.
Что касается Программы, то требуется четкая и оперативная реализация мероприятий. В этой связи поручаю Министерству ввести мониторинг внедрения международных стандартов в отраслевом и региональном разрезах. Минимальное число предприятий, перешедших на международные стандарты – это, помимо прочего, следствие отсутствия должной координации действий между центральными ведомствами и местными органами власти.
Третье направление. Создание эффективной инновационной инфраструктуры.
Развитие научно-производственной системы вокруг базовых отраслей экономики – это важный вопрос, требующий особого контроля. Речь идет об инновациях и наукоемких производствах. Здесь важна активность самих предприятий. Для этого необходимо:
Во-первых, выработать экономические и правовые регуляторы инновационной политики, стимулирующие значимые и прорывные исследования и работы, а также внедрение в производство научных достижений и инновационных разработок.
Именно Ваше министерство, как государственный орган, непосредственно взаимодействующий с бизнесом, должно внести системные предложения, подкрепленные расчетами. Предложения могут касаться налоговых преференций, амортизационной политики, лизинга и других инструментов стимулирования модернизации основных средств, внедрения новых технологий. На мой взгляд, данный аспект работы Министерства индустрии пока еще не активизирован.
Во-вторых, необходимо сформировать реально функционирующую инновационную инфраструктуру.
При этом хочу заметить, что на данном этапе нет необходимости распыляться на создание большого количества технопарков. Напротив, следует сосредоточиться на нескольких направлениях, которые сегодня были озвучены. Министерству индустрии совместно с министерствами науки, энергетики, экономики необходимо в кратчайшие сроки еще раз проанализировать мировой опыт и внести конкретные проекты необходимых нормативных актов.
В-третьих, требуется начать реализацию уже имеющихся инновационных проектов, направленных на диверсификацию и модернизацию производств, выпуск новой продукции. Поручаю Вам совместно с Министерством образования и науки в течение года создать банк данных научных изобретений и инновационных технологий (патентов) и обеспечить ее доступность для инвесторов.
Также пора наладить систему обеспечения трансферта передовых современных технологий в Казахстан. Первый шаг – создание совместного предприятия с сингапурской инжиниринговой компанией – уже сделан. Учитывая, что данный проект в этой сфере - пилотный, Министерство совместно с другими государственными органами должно обеспечить его динамичную реализацию.
В-четвертых, совместно с министерствами образования, труда и социальной защиты необходимо решать вопросы кадрового обеспечения и эффективного использования имеющихся трудовых ресурсов.
В целях обеспечения промышленности менеджерами новой формации, а также увеличения числа специалистов среднего звена надо внедрить программу подготовки кадров для высокотехнологичных производств. Для этого необходимо привлечь квалифицированных иностранных преподавателей в учебные заведения страны, создать центры подготовки и переподготовки рабочих и специалистов технических профессий.
В данном направлении очень важна роль вашего Министерства - как определяющего спрос промышленности на профессиональные кадры. Вы, совместно с местными органами, должны оценить потребности регионов в рабочей силе по каждой специальности, по каждому предприятию на среднесрочную перспективу. Исходя из этих данных должны планировать свою деятельность министерства образования и труда.
Четвертое. Одним из важнейших направлений деятельности Министерства является и активизация реформ в жилищно-коммунальной сфере.
Подъем экономики Казахстана обусловил актуальность нового этапа развития жилищного строительства. 2 млн. квадратных метров, введенных в прошлом году, только на треть удовлетворили годовую потребность населения в новом жилье. Строительство жилья, и в целом развитие строительной индустрии дает мультипликативный эффект для всей экономики. Кроме того, темпы ввода жилья являются важным индикатором состояния социальной сферы.
Таким образом, главными задачами развития отрасли в 2004 году должны стать: обеспечение высоких темпов строительства жилья, доступного для широких слоев населения и дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы жилищной сферы. Министерство должно совместно с другими государственными органами определиться с предложениями по данному вопросу.
Пятое. В отношении функций Министерства по части торговли.
Идет подготовка к вступлению в ВТО. В текущем году мы должны подписать договора со странами - основными внешнеторговыми партнерами Казахстана.
Требуется приложить максимум усилий для создания оптимальных условий доступа отечественных экспортеров на зарубежные рынки. При этом важно добиться расширения географии экспорта казахстанских товаров. В этой связи следует продолжить переговоры по подписанию соглашений, устанавливающих преференциальные режимы в торговле. Также надо активизировать работы по совершенствованию экономических отношений в рамках ЕврАзЭС, и развитию Единого экономического пространства.
Следующее. Государственная политика текущего года является преимущественно социально направленным. Только на повышение пенсий и зарплат выделено 70 млрд. тенге. Эти средства по поручению Президента страны будут направлены на улучшение жизни населения, поэтому нельзя допустить, чтобы прибавку в доходах съели цены.
Должен сказать, что государственная политика ценообразования до сих пор регулируется Законом КазССР “О ценообразовании”, принятым еще в 1990 году. Формирование нормативно-правовой базы в соответствии с текущими реалиями - одна из важнейших задач в этом вопросе. Поскольку Министерство также несет ответственность за динамику цен на внутренних рынках продовольственных и непродовольственных товаров, поручаю Вам совместно с Акимами регионов активизировать свою работу по сдерживанию инфляции и внести соответствующие предложения.
Шестое. Поддержка развития малого и среднего бизнеса.
В числе главных задач надо выделить реализацию Государственной программы развития и поддержки малого предпринимательства, а также исполнение поручений, данных Президентом Республики Казахстан на 11-м Форуме предпринимателей. Здесь имеются серьезные проблемы.
В целях вовлечения субъектов малого и среднего бизнеса в реализацию индустриально-инновационной Стратегии в 2004 году, Министерством - совместно с союзами и объединениями предпринимателей - должны быть разработаны действенные меры. В первую очередь следует обратить внимание на совершенствование системы кредитования, развитие лизинга, а также предоставление специальных знаний и информации.
Уважаемые коллеги!
2004 год является начальным этапом реструктуризации экономики, создания ее современной индустриальной базы. От того, насколько эффективным будет ваша работа, зависит качество и своевременность выполнения поручений Главы государства по повышению конкурентоспособности страны.
Все поставленные задачи выполнимы. От Вас требуется слаженная работа, инициативность и координация деятельности местных органов исполнительной власти, институтов развития и предпринимательской среды.
Желаю Вам успехов. Для того чтобы осуществить вход в в личный кабинет Сбербанк Онлайн, необходимо пройти авторизацию в системе
Категория: Новости Казахстана | Просмотров: 625 | Добавил: anatoly | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]